Революция картушей

by Константин Гудков

От редакции: 9 января тотьмичи и вологжане были по-хорошему поражены неожиданной новостью. Двадцатидвухлетний выпускник отделения культурологии ВГПУ, популярный блогер и активист голосования за Тотемские картуши в проекте «Россия 10» Алексей Новосёлов получил и принял предложение возглавить Тотемское музейное объединение. Мы не могли пройти мимо этого революционного для вологодского музейного дела события и попытались узнать у Алексея, как такое могло произойти, и что из всего этого получится.

Поздравляем с Новым годом и назначением. Одним из знаков 2013 г. для отечественной культуры стали именно смены казалось бы вечных музейных руководителей — Марина Лошак с опытом работы на «Винзаводе» и «Манеже» пришла в ГМИИ им. Пушкина, Алина Сапрыкина из ARTPLAY — в объединение «Музей Москвы», Юлия Шахновская из «Гаража» назначена директором Политехнического музея. Ты считаешь, это звенья одной цепи?

Не знаю, что правильнее, — поздравлять или сочувствовать (смеётся). Уровень другой, но это единая тенденция. Приход новых людей в культуру. Очевидно, что стали доверять молодёжи. С другой стороны, стало понятно, что старые руководители потеряли связь с реальностью (пример — вопрос Антоновой на пресс-конференции с Путиным). И сами музеи потеряли связь с реальностью. Предыдущий руководитель управляла Тотемским музеем 29 лет, в общем-то, нареканий у меня нет. Но в кабинете не было ни компьютера, ни принтера, они не были нужны.

Алексей Новосёлов, новый глава Тотемского музейного объединения

Алексей Новосёлов, новый глава Тотемского музейного объединения

Что определяет современный вектор развития музейной культуры?

Есть такой популярный конкурсный проект — «Меняющийся музей в меняющемся мире». Его название очень точно отражает стратегию современного музея. А есть консерватизм, особенно в провинции, где говорят, что главная функция музея — хранить. Но во всём мире на первый план выходит другая функция — общественно-просветительская! И музеи не стоят на месте, они активно участвуют в общественном процессе, постоянно привлекают к себе внимание. Если музеи не идут навстречу зрителю, интерес к ним угасает. Вот такая ситуация и в нашем музее, он растерял посетителей. Жители не знают , что происходит в музее, выставки устраиваются для самих себя и узкого круга «профессионалов от культуры». Люди привыкли, что музей — это место, где ничего не меняется.

Государство на словах поддерживает культуру, однако, в реальности финансирование сокращается, а из факторов государства на первый план выходит идеологическая повестка, антизападная демагогия, клерикализация. Для многих вологодских музеев имущественные споры с церковью вполне могут стать проблемой. В Тотьме, например, здание Входоиерусалимской церкви — сейчас музей мореходов.

Входоиерусалимская церковь, музей мореходов, кажется, больше остальных тотемских храмов напоминает корабль

Входоиерусалимская церковь, музей мореходов, кажется, больше остальных тотемских храмов напоминает корабль. Фото: Пётр Ушанов

Важный вектор современной культуры — общественное взаимодействие. Для музеев это — интерактивность, применение методик соучастия, совмещение институтов (театр и музей), погружение в среду (уход от витрин). Происходит трансформация самого понятия музея. Даже в отсутствие дополнительного финансирования многие из этих методов могут работать. Копировать никого не надо, у нас у самих хорошая школа. Но перенимать опыт, включая опыт зарубежных музеев, можно и нужно!

Что заставило главу Тотемского района Сергея Селянина  предложить тебе этот пост? Как вообще тебе удаётся наладить конструктивный диалог с чиновниками и в то же время нередко занимать достаточно критическую позицию по отношению к тому, что делают власти?

Я не могу сказать, что я критически отношусь к деятельности губернатора или его команды, я просто имею свою независимую точку зрения. Никакой неприязни у меня нет, но если какая-то позиция властей мне кажется странной, я не стесняюсь это сказать. В целом курс Вологодской области более или менее верный, понятно, что основная проблема — море долгов.

С районной властью у меня никогда не было сложностей, например, мы всегда находили огромную поддержку по участию Тотьмы в голосовании по проекту «Россия 10». Глава района и глава города участвовали в наших субботниках. И действительно от души участвовали, это было видно, и я думаю, это укрепило их рейтинг. Так что понимание всегда было. Тем не менее, предложение было достаточно неожиданным, я больше видел себя в области туризма, работал в этой сфере в Петербурге, хотя образование мне позволяло и позволяет работать в музее. Это было большим риском со стороны главы района, не все поняли его. Управленческого опыта у меня нет. Знакомство с работой музеев у меня было в рамках основного образования и на практике в музеях Вологды — в музее «Мир забытых вещей» и «Музее дипломатического корпуса».

Картуши — теперь не только курьёзная особенность тотемских церквей, но и бренд города

Картуши — теперь не только курьёзная особенность тотемских церквей, но и бренд города. Фото: Алексей Новосёлов

Я вообще собирался поступать на исторический факультет, меня интересовала история Тотьмы, но я не пожалел о своём выборе в пользу отделения культурологии, наоборот, очень рад, что мне удалось заниматься прикладными направлениями этой науки, написать диплом о маркетинге территории, изучать брендинг, туризм в малых городах. Здесь мы как раз плотно работали с главой района по вопросам, касающимся турсферы, учёта обратной связи. Мне нравится, что глава активно поддерживает социологические исследования по данным направлениям.

Не думаешь ли ты, что те проблемы, которые есть сейчас в нашей профессиональной музейно-культурной ситуации, в существенной части связаны именно с системой образования?

Связаны, лекции и учебники устарели, но это не главная проблема. Сейчас очень мало людей идёт работать в музеи. Большинство идёт работать в образование, просто потому, что там больше платят. Зарплаты в музеях такие: младший научный сотрудник — около 7000 руб., старший — около 9000 руб., заведующий филиалом 10 000—13 000. Остальные должности, в том числе, для молодых сотрудников, — МРОТ (около 5500 руб.). Молодёжь не имеет шансов себя проявить. Большинство сотрудников в музеях — старше 45 лет. Отсюда консерватизм, оторванность от жизни. Недавно одна наша сотрудница сказала: «В интернете нет ни одного умного человека». Это главная проблема. Они считают, что если люди не хотят ходить в музеи, это их проблема, значит просто музей им не нужен. Это повышением зарплаты не изменить.

Возможен ли прорыв в будущее для провинциального музея?

Возможен ли прорыв в будущее для провинциального музея?

Из нашего потока выпускников (20 человек) только 3 пошли в музеи (усадьба Брянчаниновых и один музей в Верховажье). Люди разъезжаются — в Вологду, Петербург, Москву. Нужно привлекать молодые кадры. Создание молодой активной команды — это одна из главных задач для меня сегодня. Думаю, талантливые ребята могли бы прийти из туризма, например.

По большому счёту, ты сделал себе имя своей активностью в интернете — это и твоя группа ВКонтакте «Старинная Тотьма», за которой мы с удовольствием следим уже несколько лет. Были поражены сенсационному успеху «Тотемских картушей» в электронном голосовании «Россия 10». Переход гражданских активистов в offline — тоже тенденция. Считаешь ли ты этот наверное главный пока для тебя проект успешным? Почему?

Интересно, что мы так и не смогли выяснить, кто был автором заявки тотемских картушей на проект «Россия 10», но как только я узнал о ней, сразу понял, что это — очень удачная идея, простая и красивая. Она очень мобилизовала тотьмичей, и узнаваемость города, конечно, возросла. Туристы приезжают — говорят, показывайте картуши! Не все, правда, понимают, что это такое. Могут спросить, «Почему у вас храмы называются картушами?»

Церковь Рождества Христова — главный храм города. В конце XIX в. церквей было 12, после советских сносов осталось только 4. Фото: Пётр Ушанов

Церковь Рождества Христова — главный храм города. В конце XIX в. церквей было 12, после советских сносов осталось только 4. Фото: Пётр Ушанов

Сначала мы раскручивали этот проект просто из чувства местного патриотизма, хотели рассказать России о Тотьме. Потом добавился мощный протест против официозной «Родины деда Мороза» — рекламу область делала только ей (при этом раскручиваемый региональными СМИ знаменитый кандидат сенсационно уступал никому не известным «маленьким» картушам — примечание КГ).

Люди в Тотьме стали больше говорить друг с другом о городе, и рассказывать о малой родине своим друзьям в других городах. Мне в личку до сих пор пишут с разными вопросами о Тотьме. Столько друзей по всей России появилось благодаря проекту! Это была большая победа для города в 10 000 населения. Удивительно было видеть Тотьму в одном ряду с Кижами, Петергофом и озером Байкал!

Важным результатом стало и то, что на этой волне в Тотьме начали восстанавливать храмы! У нас появилось волонтёрское движение, мы сделали несколько субботников, в них приняло участие около 60 человек, в том числе глава района. Он принял решение создать координационный совет по реставрации памятников района, в основном храмов, чтобы поддержать инициативу.

На субботник в Воскресенской церкви в Варницах пришли немыслимые для Вологды 70 человек

На субботник в Воскресенской церкви в Варницах пришли немыслимые даже для Вологды 60 человек

Есть ощущение, что увеличился турпоток. Конечно, здесь нужно смотреть статистику отдела туризма. Но есть очевидные вещи — недавно одна группа специально изменила маршрут, заехала из Костромы , чтобы увидеть тотемские картуши! Письма продолжают идти — люди хотят приехать. В Интернете стало больше информации про Тотьму — на сайтах и в разных группах, посвящённых туризму. На волне проекта мы создали информационно-туристический портал Тотемского района — tourizm-totma.ru.

Что такое Тотемский музей сейчас? Каков бюджет музея и штат?

На сегодня Тотемское музейное объединение — это 50 человек и 8 музеев, 6 в городе, 2 в районе. Помимо краеведческого музея это  музей церковной старины, дом-музей морехода Ивана Кускова и музей мореходов в Тотьме, открытое хранение фондов в комплексе Спасо-Суморина монастыря близ города, в районе — музей детства и семьи и дом-музей поэта Н. М. Рубцова. Совсем недавно открыли музейно-выставочный центр «На Большой Садовой», это будет главная интерактивная площадка Тотьмы.

Тотемское музейное объединение на пути к новым горизонтам

Тотемское музейное объединение на пути к новым горизонтам

Финансирование музея складывается из бюджетных доходов (государственное финансирование), которые идут на зарплату и налоги, и внебюджетных — это продажа билетов, выручка от мероприятий. Спонсорских денег почти нет. В отдельных филиалах есть связи с местными предприятиями или под проекты ищут финансирование. Здесь будем изучать новые возможности. Можно больше задействовать волонтёрство, работать с сообществами, в том числе и в интернете. Можно найти дополнительные гранты, особенно по «Русской Америке» — будем пробовать подкопаться под американские НКО, под «Меняющийся музей в меняющемся мире». Уже обсуждали с главой организацию выставки о тотемском меценатстве, где будут как знаменитые благотворители прошлого — такие, как купец Токарев, так и современные.

На кого будет ориентирован музей в первую очередь — на туристов или на местных? Почему?

Главным образом это музей для тотьмичей. Мы живём буквально в исторических декорациях, они действительно уникальны. Ростки регионального патриотизма нужно выхаживать. Только имея запрос в обществе на сохранение родного города, можно заинтересовать Тотьмой тех, кто к нам приезжает. Будет развиваться краеведение, волонтёрство — будут и новые пассионарии, которые будут продвигать Тотьму в том числе на федеральном уровне. Именно такие, как Станислав Зайцев, который открыл имена мореходов и «тотемское барокко», и в конечном счёте, благодаря которому, сейчас, уже после его смерти,появился бренд «тотемские картуши»!

Тотьма, кажется, всегда держалась на пассионариях — начиная с мореходов XVIII в., и заканчивая энтузиастами картушного туризма. Входоиерусалимская церковь. Фото: Пётр Ушанов

Тотьма, кажется, всегда держалась на пассионариях — начиная с мореходов XVIII в., и заканчивая энтузиастами картушного туризма. Входоиерусалимская церковь. Фото: Пётр Ушанов

Тотьма с точки зрения культуры, это всё-таки город или деревня? Какую культуру ты собираешься нести землякам?

Исторически — это город высокой культуры. Об этом свидетельствует в частности архитектура. Уровень провинциальной, бытовой культуры может и не слишком высокий, но есть патриотизм, и через него можно этот уровень определённым образом повысить. После проекта «Россия 10» я в тотьмичей верю.

Что теперь изменится в тотемских музеях?

Взаимодействие с обществом — это выигрышная тема, недооценённая до настоящего времени. Запрос на музей в городе есть. У нас явный дефицит культурных центров. Есть огромный интерес тотьмичей к истории и прошлому города. Должен быть чёткий баланс между научной и развлекательной деятельностью. Если быть честным, большой науки в музее всё равно нет. Но несмотря на это, развлекательные проекты не находят понимания у музейных работников, им кажется, что это шаг назад для музея.

Что касается туристов, Тотьма имеет хороший потенциал, но есть большая проблема — транспортная доступность. От Вологды ехать довольно далеко — 210 км. Водного пути нет. Но тем не менее, работать в этом направлении будем. Будем продвигать привлекательные на федеральном уровне бренды — например, связанные с русской Америкой, существующий товарный знак — «Соль земли русской».

Отдел традиционной народной культуры займётся разработкой интерактивных программ. Считаю, что в каждом музее должна быть интерактивная программа, на это есть широкий запрос. Общество пассивное — значит нужно его заинтересовать. Всё это возможно. Мы работаем для людей! Будем активно работать в группе ВКонтакте. Будем создавать клубы на базе музея, например, фотоклуб, организовывать выставки талантливых тотьмичей! Их много, но о них мало знают. Будем развивать научно-краеведческое общество. Пусть и небольшое, но даже 3-5 активных человек — это успех для малого города.

Алексей Новосёлов уверен, больше всего тотьмичей сейчас волнует собственная история и культура. Не будем спорить. Нас тоже очень интересует, к примеру, поразительное сходство между архитектурой тотемских храмов и северных шатровых церквей — силуэт, пропорции и даже строение крыльца! Фото: Пётр Ушанов

Алексей Новосёлов уверен, больше всего тотьмичей сейчас волнует собственная история и культура. Не будем спорить. Нас тоже очень интересует, к примеру, поразительное сходство между архитектурой тотемских храмов и северных шатровых церквей — силуэт, пропорции и даже строение крыльца! Фото: Пётр Ушанов

У нас есть исторические связи с Солигаличем, и уже есть проект по сотрудничеству. Из-за отсутствия дороги в своё время связи распались, и пришла пора их постепенно восстанавливать. Есть ряд объединяющих наши города имён — например, купцы Григорий и Пётр Пановы, мореходы. Постараемся запустить межмузейный обмен выставками и проектами.

Я даже не уверен, что обязательно нужно что-то привозить. Сейчас есть большой запрос на своё. Именно сейчас — на старые фотографии пойдут, на быт прошлого века пойдут. И этот момент для нас очень выгодный, его нужно отыграть. По Петровской ремесленной школе выставку будем делать обязательно — ведь Тотьма, если верить журналу «Нива», «город игрушечников», «русский Нюрнберг»! Но наши люди мало знают об этой славной странице истории. Современное искусство тоже хочется привезти, но сейчас оно не востребовано и честно, люди к нему не готовы. Его и в Вологде-то практически нет! Реакция может быть разная, но заняться более глубоко современным искусством — это моя мечта. Но сейчас это может быть шоком. Глубинка — это глубинка, она отторгает — тому есть пример Перми.

Есть музей церковной старины — сейчас он теряет туристов, а там есть коллекция удивительной деревянной тотемской скульптуры. Горожане не знают этого, а это тоже можно сделать брендом не хуже картушей. Например, для той же Перми коллекция деревянной скульптуры — это чуть ли не главная гордость города, а ведь у нас скульптура по-своему не менее интересна и самобытна, но — мало изучена!

Тотемской церковной скульптуре ещё предстоит завоевать себе признание. Фото: Константин Гудков

Тотемской церковной скульптуре теперь время не печалиться, а завоёвывать себе признание. Фото: Константин Гудков

Замечательный живописец, кстати, один из активных участников Северного кружка, Феодосий Вахрушов, сейчас недооценён, несмотря на высокого качества работы и потрясающую биографию. Просто о нём, разумеется, нужно интересно рассказывать, найти вместе с музейными сотрудниками какие-то необычные новые факты, точки зрения и превратить в увлекательную для современного человека историю. Вообще, я не против ни авторской куклы, ни любительских фотографий, ни народных промыслов. Я только за, поскольку это интересно тотьмичам, и люди возвращаются в музей!

Феодосий Вахрушов, основатель собрания Тотемского краеведческого музея — активный участник Северного кружка

Будем надеяться, ещё один тотемский бренд будущего — Феодосий Вахрушов, художник, один из основателей собрания Тотемского краеведческого музея и активный участник Северного кружка ровно 100 лет назад. Автопортрет, 1890 г.