Революция картушей
by Константин Гудков
От редакции: 9 января тотьмичи и вологжане были по-хорошему поражены неожиданной новостью. Двадцатидвухлетний выпускник отделения культурологии ВГПУ, популярный блогер и активист голосования за Тотемские картуши в проекте «Россия 10» Алексей Новосёлов получил и принял предложение возглавить Тотемское музейное объединение. Мы не могли пройти мимо этого революционного для вологодского музейного дела события и попытались узнать у Алексея, как такое могло произойти, и что из всего этого получится.
Поздравляем с Новым годом и назначением. Одним из знаков 2013 г. для отечественной культуры стали именно смены казалось бы вечных музейных руководителей — Марина Лошак с опытом работы на «Винзаводе» и «Манеже» пришла в ГМИИ им. Пушкина, Алина Сапрыкина из ARTPLAY — в объединение «Музей Москвы», Юлия Шахновская из «Гаража» назначена директором Политехнического музея. Ты считаешь, это звенья одной цепи?
Не знаю, что правильнее, — поздравлять или сочувствовать (смеётся). Уровень другой, но это единая тенденция. Приход новых людей в культуру. Очевидно, что стали доверять молодёжи. С другой стороны, стало понятно, что старые руководители потеряли связь с реальностью (пример — вопрос Антоновой на пресс-конференции с Путиным). И сами музеи потеряли связь с реальностью. Предыдущий руководитель управляла Тотемским музеем 29 лет, в общем-то, нареканий у меня нет. Но в кабинете не было ни компьютера, ни принтера, они не были нужны.
Что определяет современный вектор развития музейной культуры?
Есть такой популярный конкурсный проект — «Меняющийся музей в меняющемся мире». Его название очень точно отражает стратегию современного музея. А есть консерватизм, особенно в провинции, где говорят, что главная функция музея — хранить. Но во всём мире на первый план выходит другая функция — общественно-просветительская! И музеи не стоят на месте, они активно участвуют в общественном процессе, постоянно привлекают к себе внимание. Если музеи не идут навстречу зрителю, интерес к ним угасает. Вот такая ситуация и в нашем музее, он растерял посетителей. Жители не знают , что происходит в музее, выставки устраиваются для самих себя и узкого круга «профессионалов от культуры». Люди привыкли, что музей — это место, где ничего не меняется.
Государство на словах поддерживает культуру, однако, в реальности финансирование сокращается, а из факторов государства на первый план выходит идеологическая повестка, антизападная демагогия, клерикализация. Для многих вологодских музеев имущественные споры с церковью вполне могут стать проблемой. В Тотьме, например, здание Входоиерусалимской церкви — сейчас музей мореходов.

Входоиерусалимская церковь, музей мореходов, кажется, больше остальных тотемских храмов напоминает корабль. Фото: Пётр Ушанов
Важный вектор современной культуры — общественное взаимодействие. Для музеев это — интерактивность, применение методик соучастия, совмещение институтов (театр и музей), погружение в среду (уход от витрин). Происходит трансформация самого понятия музея. Даже в отсутствие дополнительного финансирования многие из этих методов могут работать. Копировать никого не надо, у нас у самих хорошая школа. Но перенимать опыт, включая опыт зарубежных музеев, можно и нужно!
Что заставило главу Тотемского района Сергея Селянина предложить тебе этот пост? Как вообще тебе удаётся наладить конструктивный диалог с чиновниками и в то же время нередко занимать достаточно критическую позицию по отношению к тому, что делают власти?
Я не могу сказать, что я критически отношусь к деятельности губернатора или его команды, я просто имею свою независимую точку зрения. Никакой неприязни у меня нет, но если какая-то позиция властей мне кажется странной, я не стесняюсь это сказать. В целом курс Вологодской области более или менее верный, понятно, что основная проблема — море долгов.
С районной властью у меня никогда не было сложностей, например, мы всегда находили огромную поддержку по участию Тотьмы в голосовании по проекту «Россия 10». Глава района и глава города участвовали в наших субботниках. И действительно от души участвовали, это было видно, и я думаю, это укрепило их рейтинг. Так что понимание всегда было. Тем не менее, предложение было достаточно неожиданным, я больше видел себя в области туризма, работал в этой сфере в Петербурге, хотя образование мне позволяло и позволяет работать в музее. Это было большим риском со стороны главы района, не все поняли его. Управленческого опыта у меня нет. Знакомство с работой музеев у меня было в рамках основного образования и на практике в музеях Вологды — в музее «Мир забытых вещей» и «Музее дипломатического корпуса».

Картуши — теперь не только курьёзная особенность тотемских церквей, но и бренд города. Фото: Алексей Новосёлов
Я вообще собирался поступать на исторический факультет, меня интересовала история Тотьмы, но я не пожалел о своём выборе в пользу отделения культурологии, наоборот, очень рад, что мне удалось заниматься прикладными направлениями этой науки, написать диплом о маркетинге территории, изучать брендинг, туризм в малых городах. Здесь мы как раз плотно работали с главой района по вопросам, касающимся турсферы, учёта обратной связи. Мне нравится, что глава активно поддерживает социологические исследования по данным направлениям.
Не думаешь ли ты, что те проблемы, которые есть сейчас в нашей профессиональной музейно-культурной ситуации, в существенной части связаны именно с системой образования?
Связаны, лекции и учебники устарели, но это не главная проблема. Сейчас очень мало людей идёт работать в музеи. Большинство идёт работать в образование, просто потому, что там больше платят. Зарплаты в музеях такие: младший научный сотрудник — около 7000 руб., старший — около 9000 руб., заведующий филиалом 10 000—13 000. Остальные должности, в том числе, для молодых сотрудников, — МРОТ (около 5500 руб.). Молодёжь не имеет шансов себя проявить. Большинство сотрудников в музеях — старше 45 лет. Отсюда консерватизм, оторванность от жизни. Недавно одна наша сотрудница сказала: «В интернете нет ни одного умного человека». Это главная проблема. Они считают, что если люди не хотят ходить в музеи, это их проблема, значит просто музей им не нужен. Это повышением зарплаты не изменить.
Из нашего потока выпускников (20 человек) только 3 пошли в музеи (усадьба Брянчаниновых и один музей в Верховажье). Люди разъезжаются — в Вологду, Петербург, Москву. Нужно привлекать молодые кадры. Создание молодой активной команды — это одна из главных задач для меня сегодня. Думаю, талантливые ребята могли бы прийти из туризма, например.
По большому счёту, ты сделал себе имя своей активностью в интернете — это и твоя группа ВКонтакте «Старинная Тотьма», за которой мы с удовольствием следим уже несколько лет. Были поражены сенсационному успеху «Тотемских картушей» в электронном голосовании «Россия 10». Переход гражданских активистов в offline — тоже тенденция. Считаешь ли ты этот наверное главный пока для тебя проект успешным? Почему?
Интересно, что мы так и не смогли выяснить, кто был автором заявки тотемских картушей на проект «Россия 10», но как только я узнал о ней, сразу понял, что это — очень удачная идея, простая и красивая. Она очень мобилизовала тотьмичей, и узнаваемость города, конечно, возросла. Туристы приезжают — говорят, показывайте картуши! Не все, правда, понимают, что это такое. Могут спросить, «Почему у вас храмы называются картушами?»

Церковь Рождества Христова — главный храм города. В конце XIX в. церквей было 12, после советских сносов осталось только 4. Фото: Пётр Ушанов
Сначала мы раскручивали этот проект просто из чувства местного патриотизма, хотели рассказать России о Тотьме. Потом добавился мощный протест против официозной «Родины деда Мороза» — рекламу область делала только ей (при этом раскручиваемый региональными СМИ знаменитый кандидат сенсационно уступал никому не известным «маленьким» картушам — примечание КГ).
Люди в Тотьме стали больше говорить друг с другом о городе, и рассказывать о малой родине своим друзьям в других городах. Мне в личку до сих пор пишут с разными вопросами о Тотьме. Столько друзей по всей России появилось благодаря проекту! Это была большая победа для города в 10 000 населения. Удивительно было видеть Тотьму в одном ряду с Кижами, Петергофом и озером Байкал!
Важным результатом стало и то, что на этой волне в Тотьме начали восстанавливать храмы! У нас появилось волонтёрское движение, мы сделали несколько субботников, в них приняло участие около 60 человек, в том числе глава района. Он принял решение создать координационный совет по реставрации памятников района, в основном храмов, чтобы поддержать инициативу.
Есть ощущение, что увеличился турпоток. Конечно, здесь нужно смотреть статистику отдела туризма. Но есть очевидные вещи — недавно одна группа специально изменила маршрут, заехала из Костромы , чтобы увидеть тотемские картуши! Письма продолжают идти — люди хотят приехать. В Интернете стало больше информации про Тотьму — на сайтах и в разных группах, посвящённых туризму. На волне проекта мы создали информационно-туристический портал Тотемского района — tourizm-totma.ru.
Что такое Тотемский музей сейчас? Каков бюджет музея и штат?
На сегодня Тотемское музейное объединение — это 50 человек и 8 музеев, 6 в городе, 2 в районе. Помимо краеведческого музея это музей церковной старины, дом-музей морехода Ивана Кускова и музей мореходов в Тотьме, открытое хранение фондов в комплексе Спасо-Суморина монастыря близ города, в районе — музей детства и семьи и дом-музей поэта Н. М. Рубцова. Совсем недавно открыли музейно-выставочный центр «На Большой Садовой», это будет главная интерактивная площадка Тотьмы.
Финансирование музея складывается из бюджетных доходов (государственное финансирование), которые идут на зарплату и налоги, и внебюджетных — это продажа билетов, выручка от мероприятий. Спонсорских денег почти нет. В отдельных филиалах есть связи с местными предприятиями или под проекты ищут финансирование. Здесь будем изучать новые возможности. Можно больше задействовать волонтёрство, работать с сообществами, в том числе и в интернете. Можно найти дополнительные гранты, особенно по «Русской Америке» — будем пробовать подкопаться под американские НКО, под «Меняющийся музей в меняющемся мире». Уже обсуждали с главой организацию выставки о тотемском меценатстве, где будут как знаменитые благотворители прошлого — такие, как купец Токарев, так и современные.
На кого будет ориентирован музей в первую очередь — на туристов или на местных? Почему?
Главным образом это музей для тотьмичей. Мы живём буквально в исторических декорациях, они действительно уникальны. Ростки регионального патриотизма нужно выхаживать. Только имея запрос в обществе на сохранение родного города, можно заинтересовать Тотьмой тех, кто к нам приезжает. Будет развиваться краеведение, волонтёрство — будут и новые пассионарии, которые будут продвигать Тотьму в том числе на федеральном уровне. Именно такие, как Станислав Зайцев, который открыл имена мореходов и «тотемское барокко», и в конечном счёте, благодаря которому, сейчас, уже после его смерти,появился бренд «тотемские картуши»!

Тотьма, кажется, всегда держалась на пассионариях — начиная с мореходов XVIII в., и заканчивая энтузиастами картушного туризма. Входоиерусалимская церковь. Фото: Пётр Ушанов
Тотьма с точки зрения культуры, это всё-таки город или деревня? Какую культуру ты собираешься нести землякам?
Исторически — это город высокой культуры. Об этом свидетельствует в частности архитектура. Уровень провинциальной, бытовой культуры может и не слишком высокий, но есть патриотизм, и через него можно этот уровень определённым образом повысить. После проекта «Россия 10» я в тотьмичей верю.
Что теперь изменится в тотемских музеях?
Взаимодействие с обществом — это выигрышная тема, недооценённая до настоящего времени. Запрос на музей в городе есть. У нас явный дефицит культурных центров. Есть огромный интерес тотьмичей к истории и прошлому города. Должен быть чёткий баланс между научной и развлекательной деятельностью. Если быть честным, большой науки в музее всё равно нет. Но несмотря на это, развлекательные проекты не находят понимания у музейных работников, им кажется, что это шаг назад для музея.
Что касается туристов, Тотьма имеет хороший потенциал, но есть большая проблема — транспортная доступность. От Вологды ехать довольно далеко — 210 км. Водного пути нет. Но тем не менее, работать в этом направлении будем. Будем продвигать привлекательные на федеральном уровне бренды — например, связанные с русской Америкой, существующий товарный знак — «Соль земли русской».
Отдел традиционной народной культуры займётся разработкой интерактивных программ. Считаю, что в каждом музее должна быть интерактивная программа, на это есть широкий запрос. Общество пассивное — значит нужно его заинтересовать. Всё это возможно. Мы работаем для людей! Будем активно работать в группе ВКонтакте. Будем создавать клубы на базе музея, например, фотоклуб, организовывать выставки талантливых тотьмичей! Их много, но о них мало знают. Будем развивать научно-краеведческое общество. Пусть и небольшое, но даже 3-5 активных человек — это успех для малого города.

Алексей Новосёлов уверен, больше всего тотьмичей сейчас волнует собственная история и культура. Не будем спорить. Нас тоже очень интересует, к примеру, поразительное сходство между архитектурой тотемских храмов и северных шатровых церквей — силуэт, пропорции и даже строение крыльца! Фото: Пётр Ушанов
У нас есть исторические связи с Солигаличем, и уже есть проект по сотрудничеству. Из-за отсутствия дороги в своё время связи распались, и пришла пора их постепенно восстанавливать. Есть ряд объединяющих наши города имён — например, купцы Григорий и Пётр Пановы, мореходы. Постараемся запустить межмузейный обмен выставками и проектами.
Я даже не уверен, что обязательно нужно что-то привозить. Сейчас есть большой запрос на своё. Именно сейчас — на старые фотографии пойдут, на быт прошлого века пойдут. И этот момент для нас очень выгодный, его нужно отыграть. По Петровской ремесленной школе выставку будем делать обязательно — ведь Тотьма, если верить журналу «Нива», «город игрушечников», «русский Нюрнберг»! Но наши люди мало знают об этой славной странице истории. Современное искусство тоже хочется привезти, но сейчас оно не востребовано и честно, люди к нему не готовы. Его и в Вологде-то практически нет! Реакция может быть разная, но заняться более глубоко современным искусством — это моя мечта. Но сейчас это может быть шоком. Глубинка — это глубинка, она отторгает — тому есть пример Перми.
Есть музей церковной старины — сейчас он теряет туристов, а там есть коллекция удивительной деревянной тотемской скульптуры. Горожане не знают этого, а это тоже можно сделать брендом не хуже картушей. Например, для той же Перми коллекция деревянной скульптуры — это чуть ли не главная гордость города, а ведь у нас скульптура по-своему не менее интересна и самобытна, но — мало изучена!

Тотемской церковной скульптуре теперь время не печалиться, а завоёвывать себе признание. Фото: Константин Гудков
Замечательный живописец, кстати, один из активных участников Северного кружка, Феодосий Вахрушов, сейчас недооценён, несмотря на высокого качества работы и потрясающую биографию. Просто о нём, разумеется, нужно интересно рассказывать, найти вместе с музейными сотрудниками какие-то необычные новые факты, точки зрения и превратить в увлекательную для современного человека историю. Вообще, я не против ни авторской куклы, ни любительских фотографий, ни народных промыслов. Я только за, поскольку это интересно тотьмичам, и люди возвращаются в музей!
Алексей говорит что к губернатору относится -Я не могу сказать, что я критически отношусь к деятельности губернатора или его команды, я просто имею свою независимую точку зрения.- по сути лояльно. Я бы задал Алексею вопрос , губернатор за год потратил на свои поездки 90 миллионов рублей, на пиар своей персоны 80 миллионов рублей ( + нашлись деньги на закупки джипов и ремонт апартаментов и постройки дома отдыха ) и в то же время в казне области нет денег на лечение ДЕТЕЙ и люди собирают деньги с протянутой рукой по копеечке со всего мира, нет денег на многое другое жизненно важное для людей области. Что Алексей ответит ?
Деятельность губернатора я могу оценить только в тех сферах, в которых я могу хоть что-то понимать и хоть как-то разбираться (т.е. культура и туризм). Потому относительно остальной политики области у меня может быть мнение, но оно будет в плохом смысле слова обывательским — я не могу говорить о том, почему в больницах не хватает лекарств или почему необходимо губернатору налетать именно столько километров, сколько он налетал. Везде могут быть свои причины в подводной части айсберга. Конечно, испанские унитазы и внедорожники авторитета О.А. не добавляют, как и хамелеонные мнения по поводу той же Вотчины Деда Мороза: то ли это бездарно проеденные деньги, то ли главное чудо области… Но критиковать мы все горазды, а конструктивной критики в этом шквале — хорошо, если процентов десять.
Поразительно, что из всего, что тут наговорил Алексей Новосёлов, комментатора заинтересовало только его отношение к губернатору. Меня вот больше волнует его отношение к русской культуре, и с этим, вроде бы, ясно: человек увлечён, готов много работать. Это потрясающе. Герою статьи надо бы познакомиться (если еще не знаком) с опытом работы литературного музея (Герцена, 36) в Вологде. Вот где интерактив, клубы, выставки, своя среда и атмосфера. Есть что перенять.
Популярный блогер — это 50 подписчиков. Н-да…
Алексею: найдите более популярного блогера с пропиской в Тотьме ;) Если бы я претендовал на популярность — я бы занимался раскруткой ЖЖ. Но мне этого не нужно в силу того, что посты регулярно перепечатывает то же Блогово, и уровень дискуссии вокруг темы я могу оценить по активности там…
Антону: Огромное спасибо! С Ниной Смелковой шапошное знакомство есть. Думаю, стоит обязательно пересечься и поговорить.
«На волне проекта мы создали информационно-туристический портал Тотемского района — tourizm-totma.ru.»
Ребят, над дизайном поработайте, чтоб не пугал.
А так от всей души желаю удачи в развитии этого направления!
Алексей, спасибо! По сайту: я далёк от веб-дизайна, но претензию разработчикам передам))