Свобода обучения

by Константин Гудков

Вера Смирнова, архитектор, окончила в 2010 г. Вологодский государственный технический университет, где занималась социальной архитектурой. В 2012 г. в команде молодых архитекторов группы АВО! реализовала проект Активация, благодаря которому в Вологде появились 5 современных деревянных общественных пространств. Выиграла международный конкурс на получение постдипломного образования в США по Программе Фулбрайта, с июля 2012 г. учится в университете штата Канзас.

В специальном интервью для портала Северного кружка Вера рассказала о том, чему можно поучиться в США. Беседовал Константин Гудков.

Треугольный сад (проект Активация, Вологда, 2012). Куратор объекта: Вера Смирнова

Система образования

Главное отличие американского образования от российского – свобода. Первое, что я заметила – то, что здесь совершенно не важно, на какой ты специальности. Ландшафтный дизайн, архитектура, социология, дизайн интерьера – не важно, что ты изучаешь, ты сам собираешь своё личное расписание. У тебя нет своей постоянной группы! Ты можешь выбрать любой курс на любой кафедре. Каждый курс имеет свою «цену», в сумме выбранные курсы должны покрыть количество кредитов (часов), обязательных для того чтобы закончить семестр. Здесь только ты выбираешь, что тебе учить. В течении двух недель можно бросить курс, если передумаешь или не понравится. Можно взять перерыв на год и пойти поработать. Так как это твой личный выбор – на тебе лежит большая ответственность. Есть полный список всех предметов со всех кафедр – с помощью тётечки-advisor или онлайн в начале каждого семестра ты выбираешь любые курсы, подходящие для целей твоего обучения. Преподавателя ты тоже выбираешь сам. Это заставляет мыслить разносторонне. В ВоГТУ у всех студентов стандартное и жёсткое расписание. Первое время в США мне было очень тяжело сориентироваться, так как я должна выбрать от 3 до 5 курсов в семестр (9-16 часов-кредитов). Мне казалось, это мало и слишком просто для меня. Но дело в том, что ты изучаешь эти курсы фундаментально и плотно, у нас – очень много, но поверхностно. Здесь в течение семестра ты получаешь всю исчерпывающую информацию по конкретной теме. Каждую неделю читаешь больше 5 глав из разных источников и пишешь критические эссе на тему прочитанного материала, и так практически для каждого предмета. Например, изучая тему смешанного использования пространства, мне пришлось вникать в историю индустриального и постиндустриального периодов в разных странах.

Я записалась на студию (архитектурный проект) о планировании малых городов. В качестве примера мы изучаем Юреку – это такой угасающий городок недалеко от нашего университета. Мы глубоко изучаем теорию места и методы исследования – как работать с сообществами в малых городах. Мы будем вовлекать и кафедру географии, и кафедру социологии. С российским образованием нам хватает знаний, чтобы проектировать, но чтобы делать хорошие исследования – наших знаний недостаточно.

Работа с сообществом Юреки – часть учебного процесса

Процесс обучения

Суть учебы в том, что весь основной материал мы проходим самостоятельно и дома, очень много домашней работы. На семинарах мы общаемся, дискутируем и критикуем прочитанное. Только после этого знание укореняется.

Очень удобно, очень помогает, что здесь всё рядом – всё в кампусе. Аудитории, спортзалы, театр, бассейн, опера, кафе, огромные библиотеки и всё необходимое, чтобы в прямом смысле не выходить из института.

Всё обучение завязано на портале университета, задания приходят по электронной почте, у каждого семинара своя база на вебсайте института со сканированными книгами и статьями для домашней работы. Никакой беготни по кабинетам для подачи и получения документов, всё через интернет, а они считают, что здесь всё забюрократизировано… Плюс, конечно, бесплатные сканеры, принтеры, плоттеры и оборудование для макетирования. Можно заказать книгу из любого института Америки через нашу библиотеку и её отсканировать. Это влияет на желание учиться.

Главная библиотека университета

Если ты едешь на конференцию или собираешься провести исследование, можно подать заявку на финансирование, раз в семестр можно посещать любые конференции за пределами института, получив компенсацию расходов, за участие в конференции можно получить 500 долларов, а просто за посещение – 200. Так как для окончания семестра нам необходимо набрать опредёленное количество кредитов (часов), мы также можем получать их и за пределами института, например на стажировке или семинарах в других институтах страны. Очень интересный момент это «вертикальные студии» – совместные занятия студентов из разных годов обучения, и «горизонтальные» – разных специальностей. Каждую пятницу – открытые лекции по самым разным темам со свободным посещением. Там и про озеленение кровли расскажут, и про то, как правильно сделать портфолио.

Я не знаю, может ли что-то подобное получиться в России. Константин Васильевич у нас в университете рассказывал про Америку – многие фыркали. Но проблема не в кафедре, а в целой системе образования, которую очень сложно исправить.

Команда проекта Eureka Studio на месте

Позиция студентов

В Вологде мы не ценили такие предметы как социология, история. Может, потому что они плохо преподавались, а может, потому что нам не объясняли, почему это важно. Только на дипломе мы осознали, что нам их не хватает для фундаментального познания в своей области. Так как здесь в штатах можно свободно записаться на любой курс на любой кафедре, ты постоянно учишься с разными студентами, например сейчас – с Джастином с кафедры географии и Нэнси с кафедры антропологии, это расширяет твой кругозор.

Позиция студентов отчасти связана с организацией обучения. Если бы мы решили в Америке сделать Активацию… Во-первых, нас бы поддержал университет. Здесь все вузы борются за баллы в рейтинге. Упоминание в прессе, любые значимые научные и культурные проекты, сотрудничество с другими университетами добавляют баллов, а это значит, престижа и финансовых поступлений. Университет здесь денег бы, конечно, дал. Могли бы дать машину, фотоаппарат. Мы тут организовали небольшой клуб на базе нашей студии для изучения малых городов, нас 7 человек – университет выделяет 1000 долларов для нас в семестр на исследование. Опций очень много, я даже ещё далеко не все узнала. Например, я могу организовать свою лекцию, и мне дадут денег на еду для слушателей. Могу поехать в группой на экскурсию – нам выделят минивэн. Можно провести, например, неделю испанского кино – дадут денег на афиши, попкорн. Сейчас у нас неделя японской кухни. А до этого студенты из кофейных стран устраивали кофе-часы – угощали всех своим кофе. Очень много разных активностей, можно взять курсы скрипки, любые другие неспециальные курсы просто так, без добавления кредитов (часов).

Не знаю, как объяснить, но здесь возникают такие интересы, как например, пойти поучиться на кафедру географии или сходить в театральный кружок, можно в любое время прийти в бассейн или на йогу. Здесь все учатся с утра до ночи. Времени на отдых просто нет, все бегают с одного на другое. Учиться здесь – и престижно, и в удовольствие. Например, со мной учится женщина 45 лет – это воспринимается нормально. Она получила PhD в антропологии, теперь  изучает архитектуру.

Ну и конечно, ты здесь материально мотивирован, так как обучение очень дорогое, а вариантов учиться бесплатно много (гранты, работа ассистентом и т. д.) – это мощная конкуренция, и ты должен очень стараться быть лучше всех. Если у нас я прогуляла всю психологию, здесь за необоснованный прогул ты получишь плохую оценку и аннулирование кредитов (часов), значит, тебе не удастся завершить семестр, и придётся делать индивидуальное исследование или брать летние курсы.

Жители Юреки воодушевлены вниманием к их сообществу, на специальных досках они оставляют свои предложения и ответы на вопросы

О себе

Необходимо знать разные дисциплины, чтобы вникнуть в любую тему глубоко.

Отношение людей тебя очень вдохновляет – моя подруга Калайд из ЮАР изучает постиндустриальное развитие города для своей PhD; я поняла, например, что важно знать, что именно побудило людей разделять жильё и работу в XX в. Важно знать географическую специфику. Мы думаем, что в Юреке центр города умер из-за того, что там нет мест «первичного» использования, «обязательных» для посещения – офисов, жилья, продуктовых магазинов. Весь центр заполнен секондхэндами и магазинами с подержанной мебелью. Я стала читать книгу «Жизнь над магазином». Потом про индустриализацию… Так и ходишь между разными книгами. Ты хочешь проводить всё время за учёбой, ты не хочешь идти домой. В Вологде, когда мы учились, для того, чтобы понять тему или место, как в Активации, например, мы делали это быстро, не углубляясь – образ места, проблемы, дороги, тропинки,  рисунки. Здесь мы более глубоко погружаемся. Нет, я люблю нашу кафедру, у нас там всё круто, но вся система образования – она сломанная. А теперь ещё и часы  урезают у преподавателей…

Здесь у меня такие вещи, как поход по магазинам, отдых ушли на второй план – здесь другая структура. Наши достоинства – работоспособность, интерес, заряженность. Ну и Константин Васильевич Кияненко! Я стала очень много читать и писать. Стала видеть общие темы в разных книгах. Когда ты пишешь – это развивает концептуальное мышление. Нашим российским студентам нужно больше писать, больше читать, больше рассуждать, больше выступать и всё будет хорошо.