Конец света в Вологде

by Константин Гудков

Конец света в Вологде встречать особенно хорошо. Здесь уже давно всё готово к Его пришествию. Будем же и мы готовы!

Неизвестно, действительно ли Иван Грозный хотел сделать Вологду новой столицей, но уж если хотел, то конечно, столицей Царства «будущего века». Считается, что главный атрибут будущего «столичного» статуса — заложенный Грозным «город», т. е., кремль, действующий макет Небесного Иерусалима (Шаров С. А., 1988). Как и полагается, «город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта…», при том «с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (От.21:16,13). Сакральный смысл построенного вологодского кремля вполне отвечал этой идее. Грозный, вероятно, не опускался до формальной нумерологии, понимая, что «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32), но Второго Пришествия ждал, как никто другой из царей земных, превратив всю русскую действительность в единую мистерию Страшного суда (Юрганов А. Л., 2009).

Кто бы мог подумать — мощнейшая крепость простояла совсем недолго, зато другой след Грозного оказался куда более прочным — колоссальная фреска Страшного суда в грозненском Софийском соборе (начат в 1568 г.), самая большая в России, хоть конечно, написанная через 100 с небольшим лет после знаменитого отъезда царя, но бесспорно, «программная» для храма.

Страшный суд. Фреска работы Дмитрия Григорьева Плеханова (1686 г.). Фото: Константин Гудков

Страшный суд. Фреска работы Дмитрия Григорьева Плеханова (1686 г.). В центре Христос — «Судия мира». Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — заступники за род человеческий. По сторонам сидят апостолы с открытыми книгами в руках. За ними — ангелы, стражи Небесные. У ног Христа Адам и Ева — как образ всего преклонившегося праведного, искуплённого человечества. В центре под Христом — престол уготованный. На нём раскрытая «Книга бытия», в которой записаны все слова и дела людей. Фото: Константин Гудков

Удивительно, но софийская фреска создана именно тогда (1686 г.), когда конец света ждать перестали. Так может, как раз поэтому! Ведь сказано, «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». (2 Пет.3:10)

XVII век оказался последним в мировой истории массовых «апокалиптических» психозов: зловещий 1666 г. прошёл, а мир остался стоять на месте, и даже обогатился ньютоновской идеей всемирного тяготения (автор, как известно, на время конца света уехал в имение родителей, где на него и упало с древа познания). В Вологде во второй половине XVII века у стен Софийского собора проводились инсценировки Страшного суда. За алтарём, под открытым небом на сооружённое возвышение ставились икона «Страшного суда» и вода для освящения. Устраивался крестный ход  и читались соответствующие места из Библии. В России середина века — период религиозного возрождения и небывалых споров о вере, а 1666 г. — символ главной религиозной катастрофы, год начала Большого собора, окончательно расколовшего Русскую Церковь преданием «староверов» анафеме.

Роспись свода церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке - второго после Софийского собора каменного храма города. 1721 г., конец эпохи ярославской фрески

Роспись свода церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке — второго после Софийского собора каменного храма города (1651 г.). Конец света и конец прекрасной эпохи ярославской фрески (1721 г.). Фото: Александр Дуднев

Но сама эсхатологическая идея, кажется, вечна. И всегда актуальна! И во времена Нестора-летописца, автора «Повести временных лет», XII века, и в 1492 г., когда истекали положенные от создания мира 7000 лет. Тогда Пасхалия была рассчитана только до этого года, о чём в конце делалась приписка: «Сие лето на конце явися, в оньже чаем всемирное торжество пришествие Твое». По тогдашнему русскому календарю, это 7000 год от Сотворения, а 7000 лет — это срок существования мира. В 1491 г. многие даже не засеяли свои поля, из-за чего наступил голод. После того, как конец света не наступил, Пасхалия по решению Московского церковного собора была продлена новгородскими учёными, во избежание соблазнов, на 1000 лет вперёд — до 2492 года. Но значит ли это, что Конец не наступит раньше?

Конец света — это «праздник, который всегда с тобой». Внимательный наблюдатель всегда заметит «знаки». Кто сказал, что добро так легко победит в последней битве со злом? Пусть оно сначала попробует сразиться с нейтралитетом!

Год 2012. Конец Мира, 12 — «законный» снос федерального памятника архитектуры — конец Вологды, как мы её знали.

Год 2012. Конец Мира, 12 (sic!) — «законный» снос федерального памятника архитектуры — конец Вологды, как мы её знали. Фото: Иван Мокосин

История Ноя, пророчества Иезекииля, Даниила, Иоанна Богослова — любой из этих текстов прекрасно ложится на каждый день. Неужели всё так плохо?

И вот сегодня, испугавшись самого страха, заклиная «стабильность» государство уже запрещает верить в конец света! Нельзя было ошибиться сильнее! «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес.5:1).

Церковь Иоанна Богослова в Вологде. «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет» (Мф.24:15). Фото: Константин Гудков

Церковь Иоанна Богослова в Вологде. «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет» (Мф.24:15). Фото: Константин Гудков

Да и вообще! Мы, честные люди, ведь его, наоборот, ждём! «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века» (Никео-Цареградский Символ веры). Возмездие приходит и торжествует добро! Только «позаботьтесь заранее о том, чтобы Страшный Суд был для вас не ужасом потрясающим, не ужасом нестерпимым, а радостью» (архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), 1951).

Ну уж, вологжане точно не пропустят Второго Пришествия! Это будет их день, когда «явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою (меч) и славою (держава, символ Царства Небесного) великою» (Мф.24:30); курсив и комментарии мои — КГ.

Вологжанам сам герб (1780) ждать Второго Пришествия с радостью!

Вологжанам сам герб (1780) словно велит ждать Второго Пришествия как праздника!

О чём нам говорит сегодня очередной несостоявшийся конец света? О том, что конец света — это не опасная дата в неопределённом будущем, это «перманентная реальность. Она постоянно возрождается. Когда рухнула Римская империя, это был конец того мира, и это было по слову Божию. Когда происходили все исторические катаклизмы, это был конец, предсказанный Апокалипсисом. Любая поворотная эпоха апокалиптическая. И это происходит всегда. Суд продолжается вовеки» (протоиерей Александр Мень, 1989).

Конец света никогда не ожидается так остро и свежо, как на следующий день после Конца.

Страшный суд (Микеланджело, фреска в Сикстинской капелле, 1537—1541 гг.). Как и главная русская фреска Страшного суда, написана после несостоявшегося конца

Страшный суд (Микеланджело, фреска в Сикстинской капелле, 1537—1541 гг.). Как и главная вологодская фреска Страшного суда, написана после несостоявшегося Конца

Автор идеи: Александр Дуднев