Художник в Стране смерти

by Константин Гудков

БорисовБиография главного художника Арктики, одного из основателей Северного кружка, Александра Борисова потрясает как широтой человеческого таланта, так и возможностями социальных лифтов 100-летней давности. Крестьянский сын, родившийся на окраине Вологодской губернии, в деревне Глубокий Ручей Сольвычегодского уезда, он мечтал рисовать, начал учиться в Соловецком монастыре, а став известнейшим художником, с триумфом объехал весь мир. Но главное, что поражает в этой судьбе — возможности человеческой личности и сила духа.

Сто лет назад написана, вероятно, одна из самых популярных картина Борисова, сегодня выставленная на видном месте в зальчике Северного кружка в Вологодской областной картинной галерее — «Зимняя сказка» (1913 г.). Работа экспонировалась на последней выставке кружка в 1918 г. Эта почти идиллическая картинка не способна представить ни творчество Борисова, ни самого художника — героя-первооткрывателя, всю жизнь положившего на рискованные проекты по покорению Русской Арктики, человека, который назовёт любимый Север, несмотря ни на что, — Страной смерти.

А. А. Борисов. Зимняя сказка. 1913 г.

А. А. Борисов. Зимняя сказка, 1913 г. Вологодская областная картинная галерея

В конце XIX в. художники — в буквальном смысле на передовой. Уроженец Череповца, знаменитый баталист Василий Верещагин пишет свои полотна, участвуя в боевых действиях в Средней Азии, в русско-турецкой войне, а погибает на русско-японской. Между войнами Верещагин, так же как и другие передовые люди искусства своего времени (Игорь Грабарь, Иван Билибин), открывает для себя Русский Север.

А. А. Борисов. Весенняя полярная ночь. 1897 г. Третьяковская галерея

А. А. Борисов. Весенняя полярная ночь, 1897 г. Третьяковская галерея

Александр Борисов тоже вовсе не пассажир в экспедициях в Арктику. Он работает там как учёный, а когда появятся средства от продажи картин, софинансирует их. Свой уникальный опыт Борисов запечатлевает не только на своих полотнах, но и в удивительных и даже по нынешним временам шокирующих книгах. Речь не только о вполне ожидаемых красочных описаниях употребления в пищу тёплого сырого мяса и крови… Есть ещё много правды об аборигенах-самоедах (ненцах), как теперь известно, генетически не устойчивых к алкоголю, которые готовы всё отдать и сделать любую работу за водку — главный двигатель русской торговли с Севером.

Встреча Нового года и нового столетия на Новой Земле. Фото из книги «В стране холода и смерти : Экспедиция худож. А. А. Борисова» / А. А. Борисов

Встреча Нового года и нового столетия на Новой Земле. Фото из книги «В стране холода и смерти: Экспедиция худож. А. А. Борисова» / А. А. Борисов

Охота у самоедов нередко идёт плохо, и вот, в жертву языческому божеству, хотя понятно уже, не ему — водке, самоед приносит своего маленького сына. Культура и вера нации гибнет, и художник вывозит три обоза деревянных резных «богов», оставив в святилище «в обмен» несколько пустых металлических банок из-под краски. Хорошо сказано и про русских, не выдержавших конкуренции с норвежцами, — «опустились… предпочитают покупать готовое, обленились».

А. А. Борисов. Груда самоедских идолов в нескольких саженях от главной святыни на острове Вайгач

А. А. Борисов. Груда самоедских идолов в нескольких саженях от главной святыни на острове Вайгач

В экспедициях писать картины было очень сложно — при заполярном морозе застывало масло, пальцы рук не слушались, приходилось мочить их скипидаром. Поэтому Борисов в основном писал этюды, делал зарисовки и фотографии. Летом 1899 г. Борисов завёз на Новую Землю в разобранном виде рубленый деревянный дом с просторной мастерской, а кроме того, прессованное сено, дрова, керосин. Весной 1900 г. были привезены ещё и две коровы: надо было обезопасить себя от цинги. Чудом выжив в инициированной им большой экспедиции 1900 г., где он и семь товарищей чуть не погибли на дрейфующей льдине после того, как зажало во льдах их яхту «Мечта», Борисов написал множество картин, в их числе огромное полотно «Страна смерти» (1903 г.). Личную драму команды, которая не может решиться разделиться, чтобы хотя бы часть её смогла спастись на шлюпке, Борисов описывает в своей книге. Будучи случайно спасены проезжавшими мимо ненцами, герои ещё пройдут 400 км пешком (!) через всю Новую Землю, чтобы вернуться домой.

А. А. Борисов. Судно во льдах (яхта «Мечта»), 1900 г.

А. А. Борисов. Судно во льдах (яхта «Мечта»), 1900 г. Музей Арктики им. Борисова, Архангельск

Владимир Гиляровский, журналист-краевед, также уроженец Вологодской губернии, увидев картину «Страна смерти» на выставке в Академии художеств, познакомился с автором и посвятил ему трогательный экспромт (по: Киселёва Е. Г., 1961):

«Более часа, пораженный величием неведомого, не мог оторвать я глаз. Проходила публика, слышались отрывки нелепой критики… А в стороне стоял одиноко высокий, могучий человек, сухой и стройный, с большой бородой и загорелым лицом. Я взял карандаш и начал на обложке каталога стихотворение. Неудержимо хотелось писать…»

Свинцовый блеск громады океана,
Блеск серебра в вершинах снежных гор,
Горящих в дымке нежного тумана,
И смерть, и холод, и простор!

Несутся облака туманною грядою,
Пока их холод в тучи не сковал,
И лижет море синею волною
Уступы белых, грозных скал…

1 марта 1903 года в Белом зале Зимнего дворца была устроена экспозиция работ Борисова для царской фамилии. В центре находилась «Страна смерти», которую Николай II приобрёл и позднее передал в Русский музей. Сегодня полотно «Страна смерти» (то же?) выставлено в экспозиции Музее Арктики и Антарктики в Петербурге.

Страна смерти. Августовская ночь в Ледовитом океане. 1903. Музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург

А. А. Борисов. Страна смерти. Августовская ночь в Ледовитом океане, 1903. Музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург

Благодаря своим уникальным работам, позволившим миру впервые взглянуть на невиданную доселе жизнь Арктики, выполненным в экспрессивной манере, с вниманием к особому полярному свету, мужественный герой Александр Борисов становится, вероятно, одним из самых популярных художников своего времени. Со своими произведениями он отправляется в мировое турне, после громкого успеха в Париже его награждают орденом Почётного легиона, в Лондоне — рыцарским орденом Бани, знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен вручает художнику от имени правительств Швеции и Норвегии орден Св. Олафа. В 1908 г. Борисов становится первым русским художником, которого принимает президент США, а его выставка проходит в Белом Доме.

После революции судьба Борисова складывается не менее удивительно. В 1918 г. большевики конфисковали дом и картины художника за неуплату «чрезвычайного налога». Подобная же участь, надо сказать, позднее постигнет и другого художника кружка — Феодосия Вахрушова. В 1919 г., после жалоб Борисова в Москву, конфискованное вернули. В 1922 г. жена художника Матрона Дмитриевна с дочерью от своего первого брака эмигрировала в Берлин; Борисов остался в Советской России. Живя в своём доме близ Красноборска, с 1918 он разрабатывает и пробивает реализацию проекта санатория для детей «Солониха» на базе соляного источника вблизи своей усадьбы. Открытие курорта, действующего до сих пор, состоялось в 1922 г.

Курорт Солониха, главный корпус по проекту А. А. Борисова (1927 г.)

Курорт Солониха, главный корпус по проекту А. А. Борисова (1927 г.)

Одновременно Александр Борисов работает над технико-экономическим обоснованием проекта грандиозной железной дороги Мурманск — Котлас — Обь. Позднее проект станет известен как Великий Северный железнодорожный путь, он будет призван соединить Мурманск и Баренцево море с промышленными производствами Северной Сибири, водными магистралями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Японского моря. Академик А. Щусев и известные русские художники братья B. и А. Васнецовы разрабатывали архитектурные облики станций, гостиниц и других сооружений, которые были выдержаны в духе северного народного творчества (Кудрин Н. М., 2009). Борисов встречается с В. И. Лениным. После более чем 15 лет дискуссий в 1931 г. дорогостоящий проект будет окончательно отвергнут в пользу Северного морского пути, однако идея будет частями реализована в конце 30-х — 80-х гг. в виде Печорской железной дороги и БАМа, а полная реализация, обсуждаемая до сих пор, позволила бы обеспечить круглогодичное грузосообщение между Китаем, странами Юго-Восточной Азии и Европой.

В 1934 г. Александр Борисов умирает в Красноборске. После административно-территориальных переделов Красноборск в составе Сольвычегодского района оказался отнесён к Архангельской области, а позднее в Архангельске открыт музей художественного освоения Арктики им. Борисова, где выставлено много работ художника. Значительное число картин экспонируется в Великом Устюге, куда попала часть работ. С большими сложностями, перерывами из-за недостаточного финансирования, в 2000-е гг. был отремонтирован дом-мастерская в деревне Городищенская близ Красноборска Сольвычегодского района. О состоянии дома-мастерской Борисова и качестве ремонтно-реставрационных работ автору данной публикации узнать не удалось, так же как и о судьбе здания курорта, построенного по проекту художника.