Художник в Стране смерти
by Константин Гудков
Биография главного художника Арктики, одного из основателей Северного кружка, Александра Борисова потрясает как широтой человеческого таланта, так и возможностями социальных лифтов 100-летней давности. Крестьянский сын, родившийся на окраине Вологодской губернии, в деревне Глубокий Ручей Сольвычегодского уезда, он мечтал рисовать, начал учиться в Соловецком монастыре, а став известнейшим художником, с триумфом объехал весь мир. Но главное, что поражает в этой судьбе — возможности человеческой личности и сила духа.
Сто лет назад написана, вероятно, одна из самых популярных картина Борисова, сегодня выставленная на видном месте в зальчике Северного кружка в Вологодской областной картинной галерее — «Зимняя сказка» (1913 г.). Работа экспонировалась на последней выставке кружка в 1918 г. Эта почти идиллическая картинка не способна представить ни творчество Борисова, ни самого художника — героя-первооткрывателя, всю жизнь положившего на рискованные проекты по покорению Русской Арктики, человека, который назовёт любимый Север, несмотря ни на что, — Страной смерти.
В конце XIX в. художники — в буквальном смысле на передовой. Уроженец Череповца, знаменитый баталист Василий Верещагин пишет свои полотна, участвуя в боевых действиях в Средней Азии, в русско-турецкой войне, а погибает на русско-японской. Между войнами Верещагин, так же как и другие передовые люди искусства своего времени (Игорь Грабарь, Иван Билибин), открывает для себя Русский Север.
Александр Борисов тоже вовсе не пассажир в экспедициях в Арктику. Он работает там как учёный, а когда появятся средства от продажи картин, софинансирует их. Свой уникальный опыт Борисов запечатлевает не только на своих полотнах, но и в удивительных и даже по нынешним временам шокирующих книгах. Речь не только о вполне ожидаемых красочных описаниях употребления в пищу тёплого сырого мяса и крови… Есть ещё много правды об аборигенах-самоедах (ненцах), как теперь известно, генетически не устойчивых к алкоголю, которые готовы всё отдать и сделать любую работу за водку — главный двигатель русской торговли с Севером.

Встреча Нового года и нового столетия на Новой Земле. Фото из книги «В стране холода и смерти: Экспедиция худож. А. А. Борисова» / А. А. Борисов
Охота у самоедов нередко идёт плохо, и вот, в жертву языческому божеству, хотя понятно уже, не ему — водке, самоед приносит своего маленького сына. Культура и вера нации гибнет, и художник вывозит три обоза деревянных резных «богов», оставив в святилище «в обмен» несколько пустых металлических банок из-под краски. Хорошо сказано и про русских, не выдержавших конкуренции с норвежцами, — «опустились… предпочитают покупать готовое, обленились».
В экспедициях писать картины было очень сложно — при заполярном морозе застывало масло, пальцы рук не слушались, приходилось мочить их скипидаром. Поэтому Борисов в основном писал этюды, делал зарисовки и фотографии. Летом 1899 г. Борисов завёз на Новую Землю в разобранном виде рубленый деревянный дом с просторной мастерской, а кроме того, прессованное сено, дрова, керосин. Весной 1900 г. были привезены ещё и две коровы: надо было обезопасить себя от цинги. Чудом выжив в инициированной им большой экспедиции 1900 г., где он и семь товарищей чуть не погибли на дрейфующей льдине после того, как зажало во льдах их яхту «Мечта», Борисов написал множество картин, в их числе огромное полотно «Страна смерти» (1903 г.). Личную драму команды, которая не может решиться разделиться, чтобы хотя бы часть её смогла спастись на шлюпке, Борисов описывает в своей книге. Будучи случайно спасены проезжавшими мимо ненцами, герои ещё пройдут 400 км пешком (!) через всю Новую Землю, чтобы вернуться домой.
Владимир Гиляровский, журналист-краевед, также уроженец Вологодской губернии, увидев картину «Страна смерти» на выставке в Академии художеств, познакомился с автором и посвятил ему трогательный экспромт (по: Киселёва Е. Г., 1961):
«Более часа, пораженный величием неведомого, не мог оторвать я глаз. Проходила публика, слышались отрывки нелепой критики… А в стороне стоял одиноко высокий, могучий человек, сухой и стройный, с большой бородой и загорелым лицом. Я взял карандаш и начал на обложке каталога стихотворение. Неудержимо хотелось писать…»
Свинцовый блеск громады океана,
Блеск серебра в вершинах снежных гор,
Горящих в дымке нежного тумана,
И смерть, и холод, и простор!
Несутся облака туманною грядою,
Пока их холод в тучи не сковал,
И лижет море синею волною
Уступы белых, грозных скал…
1 марта 1903 года в Белом зале Зимнего дворца была устроена экспозиция работ Борисова для царской фамилии. В центре находилась «Страна смерти», которую Николай II приобрёл и позднее передал в Русский музей. Сегодня полотно «Страна смерти» (то же?) выставлено в экспозиции Музее Арктики и Антарктики в Петербурге.

А. А. Борисов. Страна смерти. Августовская ночь в Ледовитом океане, 1903. Музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург
Благодаря своим уникальным работам, позволившим миру впервые взглянуть на невиданную доселе жизнь Арктики, выполненным в экспрессивной манере, с вниманием к особому полярному свету, мужественный герой Александр Борисов становится, вероятно, одним из самых популярных художников своего времени. Со своими произведениями он отправляется в мировое турне, после громкого успеха в Париже его награждают орденом Почётного легиона, в Лондоне — рыцарским орденом Бани, знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен вручает художнику от имени правительств Швеции и Норвегии орден Св. Олафа. В 1908 г. Борисов становится первым русским художником, которого принимает президент США, а его выставка проходит в Белом Доме.
После революции судьба Борисова складывается не менее удивительно. В 1918 г. большевики конфисковали дом и картины художника за неуплату «чрезвычайного налога». Подобная же участь, надо сказать, позднее постигнет и другого художника кружка — Феодосия Вахрушова. В 1919 г., после жалоб Борисова в Москву, конфискованное вернули. В 1922 г. жена художника Матрона Дмитриевна с дочерью от своего первого брака эмигрировала в Берлин; Борисов остался в Советской России. Живя в своём доме близ Красноборска, с 1918 он разрабатывает и пробивает реализацию проекта санатория для детей «Солониха» на базе соляного источника вблизи своей усадьбы. Открытие курорта, действующего до сих пор, состоялось в 1922 г.
Одновременно Александр Борисов работает над технико-экономическим обоснованием проекта грандиозной железной дороги Мурманск — Котлас — Обь. Позднее проект станет известен как Великий Северный железнодорожный путь, он будет призван соединить Мурманск и Баренцево море с промышленными производствами Северной Сибири, водными магистралями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Японского моря. Академик А. Щусев и известные русские художники братья B. и А. Васнецовы разрабатывали архитектурные облики станций, гостиниц и других сооружений, которые были выдержаны в духе северного народного творчества (Кудрин Н. М., 2009). Борисов встречается с В. И. Лениным. После более чем 15 лет дискуссий в 1931 г. дорогостоящий проект будет окончательно отвергнут в пользу Северного морского пути, однако идея будет частями реализована в конце 30-х — 80-х гг. в виде Печорской железной дороги и БАМа, а полная реализация, обсуждаемая до сих пор, позволила бы обеспечить круглогодичное грузосообщение между Китаем, странами Юго-Восточной Азии и Европой.
В 1934 г. Александр Борисов умирает в Красноборске. После административно-территориальных переделов Красноборск в составе Сольвычегодского района оказался отнесён к Архангельской области, а позднее в Архангельске открыт музей художественного освоения Арктики им. Борисова, где выставлено много работ художника. Значительное число картин экспонируется в Великом Устюге, куда попала часть работ. С большими сложностями, перерывами из-за недостаточного финансирования, в 2000-е гг. был отремонтирован дом-мастерская в деревне Городищенская близ Красноборска Сольвычегодского района. О состоянии дома-мастерской Борисова и качестве ремонтно-реставрационных работ автору данной публикации узнать не удалось, так же как и о судьбе здания курорта, построенного по проекту художника.
Уважаемый автор!
С трепетом прочитала Вашу статью. Рада сообщить, что дом-мастерская Борисова жив, я была там в августе 2012. ВЫглядит он так http://vk.com/photo22714803_287542513 Думаю, никто не удивится скудному его финансированию, но тем не менее там ждут гостей (даже сдаются гостевые комнаты), проводятся занятия в художественной студии. Музей ждет любой помощи!
Курорт «Солониха» также действует и популярен. Корпус, спроектированный Борисовым действует, сейчас там занимаются дети. Еще больше информации в группе http://vk.com/club31020893.
Спасибо, Татьяна! Рады, что Вам понравилось, и замечательно, что дом держится, и что есть люди, которые его берегут! Интересно, гостевые комнаты сдаются прямо в самом доме? Я очень хочу ещё раз побывать в тех краях и с удовольствием остановился бы там. Как забронировать комнату?
Вот информация из официальной группы, подробности лучше уточнить по телефонам.
Полина Короткова
К услугам гостей:
— индивидуальные экскурсии;
— групповые экскурсии
— изостудия
— выставка «Вдохновленные севером»
Входной билет:
для взрослых — 50 руб.;
для детей — 10 руб;
Экскурсионное обслуживание — 100 руб.
Мы готовы разместить гостей в гостевой избе при музее – 250 руб. в сутки.
Часы работы музея:
ежедневно с 9:00 до 16:00
Наш адрес:165434 д. Городищенская
Красноборского района
Архангельской области
Эл.почта: Ipatova145@mail.ru
Изменились номера телефонов:
8(818-40)3-25-64 — музей;
8(818-40)3-25-46 — сторожка;
8(818-40)3-26-44 — вахта.
данные актуальны на 05.06.12
Спасибо большое за информацию! Уверен, будет полезно не только мне!